Натюрморты Иван Мохов (на снимке) никогда не писал и свою новую, пока еще не законченную работу показывает с восторгом первооткрывателя. — Вот видите, и в мои годы еще не поздно чему-то учиться…, — приговаривает он, выписывая на холсте какие-то детали. О возрасте хозяин упомянул не случайно: на днях ему исполнилось семьдесят. Писать картины Иван Дмитриевич начал, когда вышел на пенсию, а до этого много лет проработал в строительстве, возглавлял одну из организаций Левокумского района. Толчком к творчеству послужили печальные обстоятельства — из жизни неожиданно ушла жена… Кажется, память о супруге — теперь самое главное, что согревает душу одинокого художника: ее, терапевта районной поликлиники, многие знали, уважали как грамотного специалиста, чуткого и отзывчивого на чужую боль человека. Только вот у себя коварную болезнь вовремя разглядеть не успела. Родные старались утешить Ивана Дмитриевича, а друзья, чтобы хоть как-то отвлечь от горя, стали почаще приглашать заядлого рыбака и охотника на природу. Только окружающий мир тогда для него будто померк — он не видел в нем ни смысла, ни красоты. Но однажды невестка принесла краски. Вскоре так же «случайно» в доме появились и кисти. Родные знали, что Иван Дмитриевич в молодости увлекался рисованием. Еще в школьные годы он однажды хорошо скопировал знаменитую «Аленушку» Васнецова. И вот спустя десятилетия он снова стоял перед мольбертом, хорошо понимая, что жизнь надо начинать заново. Но что и как рисовать, не знал. А вскоре, как говорится, и момент представился. Иван Дмитриевич как-то взглянул на небо и увидел облака невероятной красоты — они тихо плыли, каждое мгновение причудливо меняя форму. Можно было только позавидовать их легкости и беззаботности… Остановившись, несколько раз щелкнул фотоаппаратом. Потом эти «живые» облака и легли в основу первого пейзажа. Почувствовав, что новое занятие его полностью поглотило, невестка принесла пособие «Как рисовать масляными красками». — Я эту книгу тогда тщательно изучил и стал совершенствоваться в новом для меня деле, — рассказывает художник. — В ней содержались рекомендации о том, как писать картины отдельными мазками, но у меня не получилось, и я выработал свою, как потом уже отметили признанные мастера, более сложную технологию… Сначала на обыкновенной бумаге, а затем и на холсте рождались яркие картины родной сторонки — излучина реки Кумы, зимний лес. За год Иван Дмитриевич написал восемь картин, в районном историко-краеведческом музее была организована выставка, которая для многих стала настоящим открытием его творческих способностей. А друзья продолжали подбрасывать новые идеи. Однажды из Санкт-Петербурга приехал знакомый и, побывав в гостях у И. Мохова, проронил: «Там природа, конечно, богаче, но иногда такая тоска по родной степи накатывает…». Одна из картин понравилась предпринимателю и украсила его кафе, другая оказалась в рабочем кабинете друга, на память что-то увезли и дети. Не думал, не гадал новоиспеченный художник продавать свои картины, но для интереса попросил знакомого выставить один из пейзажей в довольно престижном магазине. Сумма, в которую оценили его произведение, поразила воображение… Не раз он показывал свои полотна профессиональным художникам, искусствоведам и однажды услышал интересное мнение: «У вас, конечно, есть академические ошибки, кое-где, например, следовало наложить тени, но пейзажи настолько достоверны, что эти ошибки просто не замечаешь». Насчет «теней» художник готов поспорить: на природу Иван Дмитриевич всегда отправляется с фотоаппаратом — свои пейзажи берет из жизни, решив, что в искусстве может быть интересно только то, что отражает реальность. Эти фотографии всегда у него перед глазами до окончания работы. Вот откуда эта достоверность. Пейзажи И. Мохова не только реалистичны, но и привлекают своей одухотворенностью и простотой, искренней любовью к родной земле, что живет в сердце художника. Названия картин говорят сами за себя: «Поляна левокумского леса», «Озеро Малая Дада», «Изгиб реки Кумы», «Зимняя тишина». …Помимо натюрморта, Иван Мохов впервые пишет портрет — сюрприз для внучки, работа тоже еще не закончена. И она для автора, как и натюрморт, скорее всего станет не последним творческим дебютом, ведь в углу уже стоят впрок заготовленные рамы и подрамники. Словом, жизнь продолжается… Текст: Татьяна ВАРДАНЯН Фото: Татьяна ВАРДАНЯН
Постоянный адрес материала: /publ/7-1-0-114
|